Булат Столяров
"Поколение, пущенное с АукцЫона"
( "Огонек" - 45, ноябрь 1997 года )
    Популярность рок-группы "АукцЫон"
    становится пугающей. В гранках материала о
    Госкомимуществе собственными глазами видел
    словосочетание "залоговый аукцЫон". Спасибо
    корректорам...
    
"АукцЫон" интересен тем, что он
    исключение. Сегодня мы провожаем старый русский
    рок и встречаем новый. Закончился
    "Наутилус", другой, и, может быть, менее
    интересной стала "Алиса", Сукачев подался в
    кино, "Крематорий" и "ДДТ" напоминают о
    себе, но как-то вяло. На смену им приходят
    "Сплин", "Тайм-аут", "Мумий Тролль",
    кто там еще? Это называется кризис жанра.
    
"АукцЫон" - единственная команда старого
    поколения, которая сегодня набирает очки, а не
    теряет их. Наступило их время. И это объективно не
    время Кинчева или Бутусова. Эти в давней песне
    "Все это рок-н-ролл" четко объяснились со
    слушателями, что рок-музыка для них - только
    метод: "В этом есть что-то такое, чем взрывают
    мир". Иногда мне кажется, что будь Кинчев
    террористом, он взорвал бы меньше, чем песнями.
    Сожалеет ли старый рок о содеянном? По-разному.
    Кинчев прямо заявляет, что ему жаль, что многие
    ему поверили. Он вообще принял христианство.
    Автор текстов "Наутилуса" Илья Кормильцев
    отшучивается: "Я не страдаю мегаломанией и не
    считаю, что все, что происходит вокруг меня,
    происходит из-за меня". В их время, время борьбы
    с режимом и миром вообще "АукцЫон" был на
    вторых ролях. Война - это вообще не для них.
    
"Наутилус" бесстрастно препарировал, и
    люди вздрагивали от того, насколько все вокруг
    мерзко. Кинчев пел об одном и том же - мир прогнил
    и его надо менять: "Вскрой это душное небо
    скальпелем утренних птиц!" "АукцЫон"
    всегда был лишен какого бы то ни было пафоса. В те
    редкие моменты, когда их тексты хоть как-то
    соотносятся с происходящим вокруг, песня
    обязательно превращается в стеб. Когда их
    картавый солист Леня Федоров в рваной футболке
    поет: "Судьба народа - моя судьба!" - даже
    дураку становится понятно, что настало время,
    когда смешон любой пафос. такие изменения в
    эпохах всегда тоньше чувствуются молодыми.
    Поэтому на концертах "АукцЫона" больше
    всего двадцатилетних.
    
Старый рок внес огромных вклад в разрушение
    системы. Руины, произведенные им, теперь ему как
    бельмо в глазу. Отсюда конец "Наутилуса",
    отсюда христианство Кинчева. (Спокойно себя
    чувствует только Гребенщиков), да и то потому, что
    на проблемы социума ему всегда было плевать.
    Наставшее время поэтому - в том числе и его.) Да,
    это трагедия. Они делали все от чистого сердца а
    оказалось, что их используют.
    
Взрывавшие старый мир исходили из того, что им в
    нем плохо, а значит его надо менять. Это нечестная
    позиция. "АукцЫон", на мой, молодого
    человека, взгляд, - честнее. Им точно так же не
    нравятся это грязный двор, грязная страна и
    грязная планета. Но - из этого не следует никаких
    выводов. Отсюда формула нового поколения: мне
    здесь плохо, но это мои проблемы. Поколение next -
    это поколение "АукцЫона". Вот его хит:
    "Меня держала за ноги земля, голая тяжелая
    земля, медленно любила, пережевывая". Трагедия
    теперь порождает не энергию бунта, а энергию
    балагана.
    
Давних поклонников "АукцЫона" страшит его
    сегодняшняя популярность, они цинично относятся
    к его новым фанатам. Они боятся, что популярность
    погубит "шизу" песен, как это часто
    случается. Последний пример - "Агата Кристи".
    На взгляд сорокалетних - это тоже нонсенс, когда
    какие-то полутрезвые балбесы ("АукцЫон")
    собирали недавно в ДК Горбунова два дня подряд
    больше народа, чем Гребенщиков на своем
    последнем концерте. А ведь только этой весной был
    недельный тур по московским клубам, во время
    которого "АукцЫон" дал десяток концертов.
    Залы битком.
    
А правда, не странно ли: с одной страны -
    Гребенщиков, с другой - "АукцЫон", который на
    концертах и не играет вовсе, а, скорее,
    отрывается. Порвалась струна - ну и хрен с ней, не
    натягивать же среди концерта. Если не иметь дома
    их пластинок и слушать их впервые на концерте, то
    слов не разберешь. Да и не важны они. Когда
    спрашиваешь, а что же тогда важно, фанаты
    отвечают, что настроение времени. А настроение -
    это форма. Когда важно настроение и не важен
    текст, важна форма и плевать на содержание - это
    декаданс. Весь "АукцЫон" - это еще один плюс в
    копилку тех, кто утверждает, что мы переживает
    декаданс.
    
Поэт и музыкант нашей парижской эмиграции
    Алексей Хвостенко был прав, когда предложил им
    записать альбом на стихи Велимира Хлебникова.
    Когда форма преобладает над содержанием и
    главная задача - передать настроение. связного
    текста по идее не надо. Нужны звуки. Получился
    альбом "Жилец вершин", звуки вот такие:
    
Бобэоби пелись губы,
    Вээоми пелись взоры,
    Пииэо пелись брови,
    Лиэээй - пелся облик
    Гзи-гзи-гзэо
    пелась цепь.
    
Жаль, что Хвостенко редко приезжает в Москву, а
    без него песни с "Жильца вершин" почти не
    исполняются. Это такой мир наоборот. Большинство
    из того, что "АукцЫон" играет на концерте,
    публика дома не включает. Они не играют на
    концертах "Орландину" - считается, что слова
    Люцифера должен петь Хвостенко, который в Париже.
    Мир наоборот - это термин из сатурналий. Когда
    смотришь на толпу фанатов под сценой ДК
    Горбунова, понимаешь, что, в сущности, за эти
    тысячелетия мало что изменилось.
    
Я боюсь толп. Но толпа в "горбушке" на
    "АукцЫоне" - это не страшно. Наверное, толпы
    можно разделить на "толпу за" и "толпу
    против". Я опасаюсь фанатов "Алисы",
    потому что это именно "толпа против". Они
    совершенно случайно не стали террористами и
    пришли бороться с миром на концерт. Отсюда -
    разбитые головы. витрины, телефонные автоматы.
    Поклонники "АукцЫона" - это те, кто никогда
    не пойдет на митинги, на штурмы или защиты белых
    домов. Они не воюют и даже не борются.
    
И поэтому они здесь.