Булат Столяров
"Поколение, пущенное с АукцЫона"
( "Огонек" - 45, ноябрь 1997 года )
Популярность рок-группы "АукцЫон"
становится пугающей. В гранках материала о
Госкомимуществе собственными глазами видел
словосочетание "залоговый аукцЫон". Спасибо
корректорам...
"АукцЫон" интересен тем, что он
исключение. Сегодня мы провожаем старый русский
рок и встречаем новый. Закончился
"Наутилус", другой, и, может быть, менее
интересной стала "Алиса", Сукачев подался в
кино, "Крематорий" и "ДДТ" напоминают о
себе, но как-то вяло. На смену им приходят
"Сплин", "Тайм-аут", "Мумий Тролль",
кто там еще? Это называется кризис жанра.
"АукцЫон" - единственная команда старого
поколения, которая сегодня набирает очки, а не
теряет их. Наступило их время. И это объективно не
время Кинчева или Бутусова. Эти в давней песне
"Все это рок-н-ролл" четко объяснились со
слушателями, что рок-музыка для них - только
метод: "В этом есть что-то такое, чем взрывают
мир". Иногда мне кажется, что будь Кинчев
террористом, он взорвал бы меньше, чем песнями.
Сожалеет ли старый рок о содеянном? По-разному.
Кинчев прямо заявляет, что ему жаль, что многие
ему поверили. Он вообще принял христианство.
Автор текстов "Наутилуса" Илья Кормильцев
отшучивается: "Я не страдаю мегаломанией и не
считаю, что все, что происходит вокруг меня,
происходит из-за меня". В их время, время борьбы
с режимом и миром вообще "АукцЫон" был на
вторых ролях. Война - это вообще не для них.
"Наутилус" бесстрастно препарировал, и
люди вздрагивали от того, насколько все вокруг
мерзко. Кинчев пел об одном и том же - мир прогнил
и его надо менять: "Вскрой это душное небо
скальпелем утренних птиц!" "АукцЫон"
всегда был лишен какого бы то ни было пафоса. В те
редкие моменты, когда их тексты хоть как-то
соотносятся с происходящим вокруг, песня
обязательно превращается в стеб. Когда их
картавый солист Леня Федоров в рваной футболке
поет: "Судьба народа - моя судьба!" - даже
дураку становится понятно, что настало время,
когда смешон любой пафос. такие изменения в
эпохах всегда тоньше чувствуются молодыми.
Поэтому на концертах "АукцЫона" больше
всего двадцатилетних.
Старый рок внес огромных вклад в разрушение
системы. Руины, произведенные им, теперь ему как
бельмо в глазу. Отсюда конец "Наутилуса",
отсюда христианство Кинчева. (Спокойно себя
чувствует только Гребенщиков), да и то потому, что
на проблемы социума ему всегда было плевать.
Наставшее время поэтому - в том числе и его.) Да,
это трагедия. Они делали все от чистого сердца а
оказалось, что их используют.
Взрывавшие старый мир исходили из того, что им в
нем плохо, а значит его надо менять. Это нечестная
позиция. "АукцЫон", на мой, молодого
человека, взгляд, - честнее. Им точно так же не
нравятся это грязный двор, грязная страна и
грязная планета. Но - из этого не следует никаких
выводов. Отсюда формула нового поколения: мне
здесь плохо, но это мои проблемы. Поколение next -
это поколение "АукцЫона". Вот его хит:
"Меня держала за ноги земля, голая тяжелая
земля, медленно любила, пережевывая". Трагедия
теперь порождает не энергию бунта, а энергию
балагана.
Давних поклонников "АукцЫона" страшит его
сегодняшняя популярность, они цинично относятся
к его новым фанатам. Они боятся, что популярность
погубит "шизу" песен, как это часто
случается. Последний пример - "Агата Кристи".
На взгляд сорокалетних - это тоже нонсенс, когда
какие-то полутрезвые балбесы ("АукцЫон")
собирали недавно в ДК Горбунова два дня подряд
больше народа, чем Гребенщиков на своем
последнем концерте. А ведь только этой весной был
недельный тур по московским клубам, во время
которого "АукцЫон" дал десяток концертов.
Залы битком.
А правда, не странно ли: с одной страны -
Гребенщиков, с другой - "АукцЫон", который на
концертах и не играет вовсе, а, скорее,
отрывается. Порвалась струна - ну и хрен с ней, не
натягивать же среди концерта. Если не иметь дома
их пластинок и слушать их впервые на концерте, то
слов не разберешь. Да и не важны они. Когда
спрашиваешь, а что же тогда важно, фанаты
отвечают, что настроение времени. А настроение -
это форма. Когда важно настроение и не важен
текст, важна форма и плевать на содержание - это
декаданс. Весь "АукцЫон" - это еще один плюс в
копилку тех, кто утверждает, что мы переживает
декаданс.
Поэт и музыкант нашей парижской эмиграции
Алексей Хвостенко был прав, когда предложил им
записать альбом на стихи Велимира Хлебникова.
Когда форма преобладает над содержанием и
главная задача - передать настроение. связного
текста по идее не надо. Нужны звуки. Получился
альбом "Жилец вершин", звуки вот такие:
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пииэо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик
Гзи-гзи-гзэо
пелась цепь.
Жаль, что Хвостенко редко приезжает в Москву, а
без него песни с "Жильца вершин" почти не
исполняются. Это такой мир наоборот. Большинство
из того, что "АукцЫон" играет на концерте,
публика дома не включает. Они не играют на
концертах "Орландину" - считается, что слова
Люцифера должен петь Хвостенко, который в Париже.
Мир наоборот - это термин из сатурналий. Когда
смотришь на толпу фанатов под сценой ДК
Горбунова, понимаешь, что, в сущности, за эти
тысячелетия мало что изменилось.
Я боюсь толп. Но толпа в "горбушке" на
"АукцЫоне" - это не страшно. Наверное, толпы
можно разделить на "толпу за" и "толпу
против". Я опасаюсь фанатов "Алисы",
потому что это именно "толпа против". Они
совершенно случайно не стали террористами и
пришли бороться с миром на концерт. Отсюда -
разбитые головы. витрины, телефонные автоматы.
Поклонники "АукцЫона" - это те, кто никогда
не пойдет на митинги, на штурмы или защиты белых
домов. Они не воюют и даже не борются.
И поэтому они здесь.