Настя Рахлина
"Бременские музыканты"
( журнал "ОМ", декабрь 1996 )

В книжке "Кто есть кто в советском роке" написано, что "АукцЫон" основан в 1978 году. Не верьте - врут. Фёдоров говорил, что в 1983 году.

Кто такой Фёдоров? Это тот, про кого никто не знает, что он в "АукцЫоне" самый главный. Но и Фёдорова это вполне устраивает - например, интервью не надо давать, вон Гаркуша пусть отдувается со страдальческим выражением на лице.

Изначально "АукцЫон" был чисто музыкальным проектом. Как впоследствии говорил Леня Фёдоров Весёлкину, "вообще-то мы танцами не занимаемся". Но это потом, через несколько лет. А тогда в группе появился Гаркуша. Основатели коллектива Леонид Фёдоров и Виктор Бондарик ухаживали за девушкой Светой, она предпочла Фёдорова и вышла за него замуж. а потом - или до этого - познакомила Фёдорова со своим братом, предваряя встречу словами о некоей туманной странности своего родственника. Которым и был Олег Гаркуша. Через много лет, развивая свою мысль относительно Весёлкина, Фёдоров говорил: "Но там, конечно, не о танцах шла речь. А о полном сумасшествии". И это единственное, чем Фёдорова можно привлечь. Полным безумием. Первый всплеск которого состоялся в мае 1986 года, когда АукцЫон выступил на фестивале ленинградского рок-клуба с программой " Вернись в Сорренто " и стал лауреатом прогрессивного феста - единственного, кстати, на тот период в стране.

Что же касается безумия, то помимо непосредственно музыки и Олега Гаркуши, на самом деле функционирующего в качестве тотемного знака, оно было усилено привлечением в группу в качестве дизайнера и оформителя Кирилла Миллера. Знаменитого питерского художника и тоже совершенно сумасшедшего.

Надобно отметить еще одну странную деталь. Тогда в группе вокалистом был Сергей Рогожин. Возможно, Федорову казалось, что он сам поёт не достаточно хорошо, и поэтому он скромно писал музыку и играл на гитаре. Гаркуша тоже пел, если это можно так назвать. Вносил, так сказать, нужные диссонансы в изысканность музыкальных построений. Впоследствии Рогожин отпал сам собой, и Фёдоров, еще какое-то время поскромничав, запел сам.

Моментально заделавшись в городе Ленинграде культовой группой, "АукцЫон" находил тем не менее самые разнообразные отклики в сердцах своих слушателей. Например, тот же рок-клуб однажды исхитрился однажды закрыть им программу. С формулировкой типа "за нехудожественность и цинизм" - что-то в этом роде.

В 1987 году "АукцЫон" играл на фестивале программу " В Багдаде все спокойно ". Таким образом дело шло к " Предателю ", и тут всё сразу стало гораздо интересней. Рок-клуб как бы отодвинулся в сторону. Тогда западные эмиссары уже довольно активно торили пути, проложенные Джоанной Стингрей. И в их числе в Питер из Парижа стали наезжать представители недолго просуществовавшей, но много чего хорошего сделавшей фирмы грамзаписи "Воля Продуксьон". Наташка и Жоэль. Основную роль, конечно, играла Наташка - то есть Натали, девушка из эмигрантской семьи, необычайно полюбившая русский рок. И вот "Воля Продуксьон" в лице Наташки и Жоэля организовала первые парижские гастроли русских рок-групп - "Кино", "Звуков Му" и "АукцЫона". Также "Воля" выпустила " Как я стал предателем ". То есть первый изданный альбом "АукцЫона" вышел в Париже и сразу на CD.

"АукцЫон" стал периодически наезжать во Францию играть концерты. Такой у них с "Волей" был продюсерский контракт. Тогда несколько скандальная слава "АукцЫона" приобрела всесоюзный оттенок. Благодаря двум компонентам. Газете "Советская культура" и Владимиру Весёлкину, который уже вовсю отплясывал, отрабатывая гремучую славу второго шоумена "АукцЫона". На концерте в Париже почему-то присутствовал тогдашний министр культуры Франции. Весёлкин, как это у него водится, выступал в балетном бандаже. Собственно, всё. Но газета "Советская культура" не осталась безучастной и напечатала статью в тональности "Доколе?", где высказалась в том смысле, что находясь за рубежом, некоторые вполне конкретные граждане крутят жопами перед носами министров, чем профанируют советское искусство. В подтверждение факта напечатали фото весёлкинской задницы в этом самом бандаже. Получилось дивно.

Однако никаких серьёзных пакостей это за собой не повлекло. Французские туры продолжались, и однажды в Париже "АукцЫон" познакомился с Алексеем Хвостенко (художник, бард, культовая фигура в богемной среде 70-х годов), который тогда проживал в сквоте, где до этого была фабрика детских игрушек, а теперь нашли кров какие-то арабы, многодетные семейства и прочие таинственные постояльцы, в том числе и Хвост. Он рисовал картинки, выпивал и пел песни. На этой почве у них с "АукцЫоном" и зародилась нежная-нежная дружба. Был 1989 год. В группу пришел новый барабанщик Борис Шавейников из-за которого (он как-то неправильно написал название группы) "Аукцион" превратился в "АукцЫон".

Потом был записан - впервые в человечеких условиях - альбом " Жопа ", вскоре изданный под названием " Дупло ". То есть закончилась эпоха магнитоальбомов и наступило время внятных дискографий, в котором расстояние между записью и изданием не превышало пары месяцев. Затем вышел " Бодун " с кошмарным каменным мальчиком на обложке, которого отыскал на фасаде какой-то питерской бани дотошный Миллер, вскоре покинувший коллектив. Но вне связи с каменным мальчиком.

А потом в Питер приехал Хвост, и они приступили к записи первого совместного альбома. А именно " Чайника вина ". Несмотря на все странности, сопровождавшие его запись, а скорее благодаря им, альбом "Чайник вина" получился с одной стороны, совершенно неожиданным, с другой - ну я не знаю, как хвалят, хрустальным, пронзительным, светлейшим (группа "АукцЫон" вообще не знала "провальных" альбомов), а с третьей - но это уже моё личное мнение - повлиял на все последующие. Что-то неуловимо изменилось в музыке. Потом группу покинул Весёлкин. Растворился в туманных просторах родины. А на горизонте появился Кристофф, который и до этого, видимо, был не вполне нормальным человеком, но маскировался, работая таксистом. Однажды в Гамбурге он пришёл на концерт "АукцЫона" и всё, кончилось такси. Кристофф стал менеджером. Ну или продюсером. Он начал организовывать туры "АукцЫона" по Европе. Маленькие туры маленького "АукцЫона". Туры стали частью быта. И чтобы придать ему черты комфорта, "АукцЫон" купил автобус. Стало удобнее. Например, звонит Кристофф и говорит - послезавтра играем там-то. Прекрасно. Жёны режут бутерброды в дорогу, граждане берут гитарки и прочий инструмент, и не сняв, можно сказать, домашних тапочек, отправляются в путь. "Ничего на свете лучше нету" в полный рост.

Где они сейчас, не знаю, но представляю себе маленький европейский городок, допустим, голландский, на чистенькую улочку которого ранним утром с трассы заворачивает запылённый бело-голубой автобус - на бортах написано что-то про "toure", а на окнах виднеются кофры и заспанные физиономии. Это "АукцЫон" прибыл, догоняя собственные афиши! Вечером в клубе концерт. Утром - дальше и дальше, старая Европа, влажные леса, Франция, Германия, Дания, Швеция... и Ленинград.









Design: Dataart Studio © 2000