Настя Рахлина
"Бременские музыканты"
( журнал "ОМ", декабрь 1996 )
    В книжке "Кто есть кто в советском роке"
    написано, что "АукцЫон" основан в 1978 году. Не
    верьте - врут. Фёдоров говорил, что в 1983 году.
    
    Кто такой Фёдоров? Это тот, про кого никто не
    знает, что он в "АукцЫоне" самый главный. Но и
    Фёдорова это вполне устраивает - например,
    интервью не надо давать, вон Гаркуша пусть
    отдувается со страдальческим выражением на лице.
    
    Изначально "АукцЫон" был чисто музыкальным
    проектом. Как впоследствии говорил Леня Фёдоров
    Весёлкину, "вообще-то мы танцами не
    занимаемся". Но это потом, через несколько лет.
    А тогда в группе появился Гаркуша. Основатели
    коллектива Леонид Фёдоров и Виктор Бондарик
    ухаживали за девушкой Светой, она предпочла
    Фёдорова и вышла за него замуж. а потом - или до
    этого - познакомила Фёдорова со своим братом,
    предваряя встречу словами о некоей туманной
    странности своего родственника. Которым и был
    Олег Гаркуша. Через много лет, развивая свою
    мысль относительно Весёлкина, Фёдоров говорил:
    "Но там, конечно, не о танцах шла речь. А о
    полном сумасшествии". И это единственное, чем
    Фёдорова можно привлечь. Полным безумием. Первый
    всплеск которого состоялся в мае 1986 года, когда
    АукцЫон выступил на фестивале ленинградского
    рок-клуба с программой " Вернись в Сорренто "
    и стал лауреатом прогрессивного феста -
    единственного, кстати, на тот период в стране.
    
    Что же касается безумия, то помимо
    непосредственно музыки и Олега Гаркуши, на самом
    деле функционирующего в качестве тотемного
    знака, оно было усилено привлечением в группу в
    качестве дизайнера и оформителя Кирилла Миллера.
    Знаменитого питерского художника и тоже
    совершенно сумасшедшего.
    
    Надобно отметить еще одну странную деталь. Тогда
    в группе вокалистом был Сергей Рогожин. Возможно,
    Федорову казалось, что он сам поёт не достаточно
    хорошо, и поэтому он скромно писал музыку и играл
    на гитаре. Гаркуша тоже пел, если это можно так
    назвать. Вносил, так сказать, нужные диссонансы в
    изысканность музыкальных построений.
    Впоследствии Рогожин отпал сам собой, и Фёдоров,
    еще какое-то время поскромничав, запел сам.
    
    Моментально заделавшись в городе Ленинграде
    культовой группой, "АукцЫон" находил тем не
    менее самые разнообразные отклики в сердцах
    своих слушателей. Например, тот же рок-клуб
    однажды исхитрился однажды закрыть им программу.
    С формулировкой типа "за нехудожественность и
    цинизм" - что-то в этом роде.
    
    В 1987 году "АукцЫон" играл на фестивале
    программу " В Багдаде все спокойно ".
    Таким образом дело шло к " Предателю ", и
    тут всё сразу стало гораздо интересней. Рок-клуб
    как бы отодвинулся в сторону. Тогда западные
    эмиссары уже довольно активно торили пути,
    проложенные Джоанной Стингрей. И в их числе в
    Питер из Парижа стали наезжать представители
    недолго просуществовавшей, но много чего
    хорошего сделавшей фирмы грамзаписи "Воля
    Продуксьон". Наташка и Жоэль. Основную роль,
    конечно, играла Наташка - то есть Натали, девушка
    из эмигрантской семьи, необычайно полюбившая
    русский рок. И вот "Воля Продуксьон" в лице
    Наташки и Жоэля организовала первые парижские
    гастроли русских рок-групп - "Кино",
    "Звуков Му" и "АукцЫона". Также
    "Воля" выпустила " Как я стал предателем ".
    То есть первый изданный альбом "АукцЫона"
    вышел в Париже и сразу на CD.
    
    "АукцЫон" стал периодически наезжать во
    Францию играть концерты. Такой у них с
    "Волей" был продюсерский контракт. Тогда
    несколько скандальная слава "АукцЫона"
    приобрела всесоюзный оттенок. Благодаря двум
    компонентам. Газете "Советская культура" и
    Владимиру Весёлкину, который уже вовсю
    отплясывал, отрабатывая гремучую славу второго
    шоумена "АукцЫона". На концерте в Париже
    почему-то присутствовал тогдашний министр
    культуры Франции. Весёлкин, как это у него
    водится, выступал в балетном бандаже. Собственно,
    всё. Но газета "Советская культура" не
    осталась безучастной и напечатала статью в
    тональности "Доколе?", где высказалась в том
    смысле, что находясь за рубежом, некоторые вполне
    конкретные граждане крутят жопами перед носами
    министров, чем профанируют советское искусство.
    В подтверждение факта напечатали фото
    весёлкинской задницы в этом самом бандаже.
    Получилось дивно.
    
    Однако никаких серьёзных пакостей это за собой
    не повлекло. Французские туры продолжались, и
    однажды в Париже "АукцЫон" познакомился с
    Алексеем Хвостенко (художник, бард, культовая
    фигура в богемной среде 70-х годов), который тогда
    проживал в сквоте, где до этого была фабрика
    детских игрушек, а теперь нашли кров какие-то
    арабы, многодетные семейства и прочие
    таинственные постояльцы, в том числе и Хвост. Он
    рисовал картинки, выпивал и пел песни. На этой
    почве у них с "АукцЫоном" и зародилась
    нежная-нежная дружба. Был 1989 год. В группу пришел
    новый барабанщик Борис Шавейников из-за которого
    (он как-то неправильно написал название группы)
    "Аукцион" превратился в "АукцЫон".
    
    Потом был записан - впервые в человечеких
    условиях - альбом " Жопа ", вскоре
    изданный под названием " Дупло ". То есть
    закончилась эпоха магнитоальбомов и наступило
    время внятных дискографий, в котором расстояние
    между записью и изданием не превышало пары
    месяцев. Затем вышел " Бодун " с
    кошмарным каменным мальчиком на обложке,
    которого отыскал на фасаде какой-то питерской
    бани дотошный Миллер, вскоре покинувший
    коллектив. Но вне связи с каменным мальчиком.
    
    А потом в Питер приехал Хвост, и они приступили к
    записи первого совместного альбома. А именно " Чайника
    вина ". Несмотря на все странности,
    сопровождавшие его запись, а скорее благодаря им,
    альбом "Чайник вина" получился с одной
    стороны, совершенно неожиданным, с другой - ну я
    не знаю, как хвалят, хрустальным, пронзительным,
    светлейшим (группа "АукцЫон" вообще не знала
    "провальных" альбомов), а с третьей - но это
    уже моё личное мнение - повлиял на все
    последующие. Что-то неуловимо изменилось в
    музыке. Потом группу покинул Весёлкин.
    Растворился в туманных просторах родины. А на
    горизонте появился Кристофф, который и до этого,
    видимо, был не вполне нормальным человеком, но
    маскировался, работая таксистом. Однажды в
    Гамбурге он пришёл на концерт "АукцЫона" и
    всё, кончилось такси. Кристофф стал менеджером.
    Ну или продюсером. Он начал организовывать туры
    "АукцЫона" по Европе. Маленькие туры
    маленького "АукцЫона". Туры стали частью
    быта. И чтобы придать ему черты комфорта,
    "АукцЫон" купил автобус. Стало удобнее.
    Например, звонит Кристофф и говорит - послезавтра
    играем там-то. Прекрасно. Жёны режут бутерброды в
    дорогу, граждане берут гитарки и прочий
    инструмент, и не сняв, можно сказать, домашних
    тапочек, отправляются в путь. "Ничего на свете
    лучше нету" в полный рост.
    
    Где они сейчас, не знаю, но представляю себе
    маленький европейский городок, допустим,
    голландский, на чистенькую улочку которого
    ранним утром с трассы заворачивает запылённый
    бело-голубой автобус - на бортах написано что-то
    про "toure", а на окнах виднеются кофры и
    заспанные физиономии. Это "АукцЫон" прибыл,
    догоняя собственные афиши! Вечером в клубе
    концерт. Утром - дальше и дальше, старая Европа,
    влажные леса, Франция, Германия, Дания, Швеция... и
    Ленинград.